Железобетонные сваи Оборудование для погружения жб свай в Москве
Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Внутренние враги

Население Кавказа, как и все человечество, чуть ли не с сотворения мира руководилось единственным правилом: «У сильного всегда бессильный виноват». История грузинского племени с его многочисленными разветвлениями наиболее ярко доказывает необузданность в отношении народа разных «тауади», «азнаури» и т. п. Таким «аристократизмом» заразился теперь и Северный Кавказ. Осетинские так называемые «алдары», «тауби» и «бадилата» нисколько не отстают в своих претензиях от грузинских «тауади» и «азнаури», хотя, к счастью, у первых руки много короче, чем у грузинских «тауади» и «азнаури». Наиболее характерными типами осетинской «аристократии» являются «бадилата». Захватив во время выселения горцев на плоскость громадную полосу лучшей земли, они завели близкое дружеское куначество с кабардинскими «князьями», переняв от них же несколько раньше магометанство, и отдались полному безделию. В настоящее время, когда вся их земля заложена, перезаложена и еще перезаложена, они стеснили до крайности население поселка Дур-Дур и другие соседние селения. Возникают судебные процессы, тратятся громадные суммы на адвокатов, на взятки и на прочие расходы. Жители Дур-Дура с последних пожитков набрали тысячу рублей и отвезли их во Владикавказ присяжному поверенному Берману. Прошло уже более 8 месяцев со дня вручения денег, а защитник себе и в ус не дует, — до сих пор не написал даже прошения. Между тем у населения Дур-Дура имеется документ, свидетельствующий о безусловной принадлежности ему недавно захваченной Тугановыми земли. Документ этот относится ко времени занятия должности главноначальствующего на Кавказе генерал-адъютантом кн. Воронцовым. Помечен 15 августа 1852 года№ 1401. Вот что в нем сказано: 

«1. Землю эту, в которой, по снятии, на плане оказалось 13564 десятины пахотной, сенокосной и выгона, разделить на участки между фамилиями старшин и народом следующим образом: а) всем членам фамилии Кубатиевых - 3000 десятин; в) фамилии Караджаевых — 800 десятин; с) капитану Абисалову — 200 десятин, д) остальные 9564 десятины отдать в общественное владение вольным сословиям, отводя особо участок для христиан и особо для мусульман, в соразмерности числа душ мужского пола, на которых и поселить тех и других отдельными аулами. 

2. К отмежеванию этих участков и переселению вольных сословий на указанные места приступить немедленно, для чего из Тифлиса командирован топограф Ильющенко в распоряжение начальника центра Кавказской линии, а если бы одного топографа было недостаточно, то прикажите отправить туда офицера или топографа из штаба вверенных вам войск. 

3. Лес, которого на плоскости, как исчислено по плану, 21168 десятин, а в горах — 21266 десятин, до времени оставить в общем пользовании. 

4. Часть земли Николаевской станицы, прилежащую к земле генерал-майора Туганова, весьма удаленную от станицы, заменить, если окажется возможным, землею, ближайшею между реками Дур-Дуром и Белою. Составление соображений о том, каким образом произвести замену, поручить корпуса топографов штабс-капитану Герасимову, на которого возлагается размежевание земель Тагаурского общества. 

5. Аул из дигорцев-христиан поселить на месте, избранном князем Эристовым, в котором назначить местопребывание пристава. Насчет назначения благочинного, постройки церкви и учреждения духовной школы делается сношение с экзархом Грузии. 

6. Аул Кабанова, поселки Нар и Лескен, отдаленные от своего общества и надзора пристава, водворить около аула Караджаева, где, как объясняет кн. Эристов, хотя теперь мало пахотных земель, но по сделанному им осмотру оказалось там много мест, на коих очень удобно вырубить леса и очистить их под пашни, и притом же как жители названного аула, так и другие дигорцы остаются довольными этим переселением и не будут оным стеснены. 

7. С поселением вольных сословий на участках общественных они не отбывают поземельных повинностей бадилатам.  

8. Остающиеся или поселяемые на собственных старшинских участках дигорцы простого народа отбывают по-прежнему как земельные, так и личные повинности. 

9. «Кумиакам»-христианам предоставить право разобраться с бадилатами по народным обычаям, и если по таковому разбирательству окажется, что «кумиаки» имеют право на переселение от владельцев и если прежде были примеры подобных переселений, то и им дозволить переход в христианский аул, в противном случае оставить их на земле бадилатов и стараться склонить владельцев и «кумиаков» на взаимные друг другу уступки, во внимание к освобождению от зависимости владельцев и переселяемых на общественные участки христиан и магометан. 

10. Показанные на плане в горных местах сенокосные и пахотные земли, присвоенные теми, кто их расчистил, оставить в их владении, но с тем, чтобы на будущее время никто без разрешения начальства не делал расчистки лесов для обращения в пахотные и сенокосные поля; участки сии отмежевать ныне же. 

11. Владеемые генерал-майором Тугановым участки, сверх высочайше дарованной ему земли, должны быть непременно обращены в надел других дигорцев, а ему теперь же воспретить пользоваться ими. 

Сообщая все сие Вашему превосходительству к зависящему распоряжению, честь имею присовокупить, что для выиграния времени копия с сего предписания и план дигорских земель препровождены прямо к начальнику центра кавказской линии. Подписал главнокомандующий генерал-адъютант кн. Воронцов, скрепил исправляющий должность начальника главного штаба свиты его величества генерал-майор Вольф». 

Это распоряжение главноначальствующего достаточно ясно рисует истинное положение вещей. За исключением отведенных генералу Туганову, фамилиям Кубатиевых, Караджаевых и капитану Абисалову, вся остальная земля принадлежит населению. Что же касается до «кумиаков», то и они не крепостные крестьяне, а люди совершенно свободные в выборе местожительства. «Кумиак» — это то же, что и осетинское «кавдасард», родившийся от того же представителя бадилат не от главной жены, а от второй, а то и третьей и даже четвертой. Они члены семьи и во всякое время могли отделиться от нее и жить где угодно. Претензии осетинских «аристократов» после освобождения крепостных крестьян, которых в Осетии в настоящем смысле этого слова совсем не было, слишком смелы и недостойны истинного патриота своей родины. Добиваться каких-то титулов и владельческих княжеских поместий, чтобы их закладывать и перезакладывать, бездельничая всю жизнь, возбуждая население, угнетая и лишая всяких средств к существованию и так обездоленный народ, бессмысленно, не честно и не достойно людей, претендующих на благородство. Когда в стране ничтожная кучка самообольщенных начинает агитировать против трудолюбивого и обремененного до крайности населения, то такую кучку людей не только нельзя считать своими единоплеменниками, но прямо самыми злейшими врагами экономического и нравственного благополучия одноплеменного населения. Это враги внутренние, которым для общей пользы давно пора бросить бессмысленную рознь с народом. 

 

 

К. Л. Хетагуров