Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Развитие школ в Осетии

В конце 18-го века часть осетин, стесненных в своих горах более сильными соседями — магометанами-кабардинцами, принуждена была выселиться из гор и отдать себя под покровительство России. Первым поселением осетин на плоскости был Моздок, куда была вынесена ими с собою из гор известная моздокская икона божьей матери. Екатерина Великая учредила в 1793 году моздокскую духовную комиссию для восстановления в Осетии древнего христианства. Правда, немногое могла совершить в то время моздокская комиссия для успешного распространения евангельского учения, но если принять во внимание, что ею отпечатана первая церковная книга на осетинском языке, создано несколько церковнослужителей из природных же осетин, то и эти результаты нужно признать довольно значительными, судя по времени и обстоятельствам тогдашней боевой жизни края. Комиссия эта скоро должна была прекратить свою деятельность и только при императоре Александре I, когда церковное управление Кавказом было сосредоточено в Тифлисе, моздокская духовная комиссия снова возродилась. В отчете совета «Общества восстановления христианства на Кавказе» за 1870 г. по этому поводу помещена интересная историческая справка: по высочайшему повелению от 21-го февраля 1816 года учреждена была в Тифлисе осетинская духовная комиссия, которой по тому же высочайшему повелению отпускалось из государственного казначейства на содержание духовенства и школ и на вспомоществование новообращенным горцам 23552 руб. в год. Из этой суммы от недостатка причтов и от многих других обстоятельств образовался при комиссии экономический капитал, который с процентами к 1860 г., ко времени учреждения «Общества восстановления христианства на Кавказе», простирался до 231 793 р. 36 к. На проценты с этого капитала комиссия строила церкви и снабжала их всеми необходимыми принадлежностями. 

По учреждении «Общества» возникло предположение соединить с ним осетинскую духовную комиссию, так как цель последней во всех отношениях совершенно была тождественна с целями первого и соединение это могло усилить средства «Общества». Предположение это было высочайше утверждено, причем штатные и экономические капиталы комиссии были переданы в распоряжение «Общества», с возложением на него установленных комиссиею расходов, т. е. содержания духовенства, школ и сооружения в горах церковных зданий и скабжения их ризницею, утварью и другими предметами. 

«Общество восстановления христианства на Кавказе» со дня своего учреждения вплоть до настоящего времени ревностно продолжало дело насаждения в Осетии христианства и просвещения, начатое вышеуказанными осетинскими духовными комиссиями. За последнее время открылся целый ряд женских школ, важное значение которых в жизни кавказского сельского населения признавал уже на заре своей деятельности совет «Общества», что видно из того, что в 1863 году им была основана Владикавказская осетинская трехклассная женская школа, принятая с самого начала под покровительство великой княгиней Ольгой Федоровной, попечительницей совета «Общества». Школа эта, находясь в г. Владикавказе, умственном и административном центре осетин, оказала самое благотворное влияние на положение женщины в Осетии. Из стен этого заведения, одного из лучших светочей христианского просвещения среди горских племен Кавказа, вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц — матерей семейств и народных учительниц, в которых все сильней и сильней ощущается потребность для духовно-нравственного воспитания как мужского, так и женского сельского населения. Опыт земских, министерских, а также церковноприходских школ с несомненностью подтверждает тот факт, что учительницы достигают зачастую более благотворных результатов в сельской среде, чем учителя. Во всех своих отчетах совет «Общества» отзывался самым благоприятным образом о постановке учебной и воспитательной части в этой школе. Правда, в 1889 г. совет «Общества» думал совершенно закрыть эту школу, признав ее почему-то бесполезной после двадцатипятилетнего ее существования. Передовые осетины, которые всегда гордились этой школой, не могли не возвысить своего голоса в пользу оставления ее для просвещения своих темных земляков. Высокое заступничество, оказанное в 1889 г. их ходатайству неликим князем Михаилом Николаевичем, сохранило эту школу до настоящего времени, благодаря чему окончившие курс воспитанницы могли послужить толчком к открытию целого ряда женских школ. Без учительниц немыслимо было бы никогда достичь тех благотворных результатов, которые мы теперь видим. Владикавказская женская школа незаметно сделалась по требованиям и обстоятельствам времени женскою учительскою семинариею. Не о закрытии или перенесении ее из края, светочем просвещения которого она была сорок лет, должен идти теперь вопрос, а о более рациональной постановке в ней учебной и воспитательной части согласно требованиям настоящего времени. Наиболее успешные ученицы из сельских школ могли бы поступать с известной подготовкой в эту школу, что дало бы возможность расширить программу и достигнуть более благотворных результатов. В особенности дорого сохранение этой школы в настоящее время, когда стремление к более полному просвещению женщин уже пробудилось в народе. Если школа эта давала, судя по отчетам совета «Общества», полезные результаты в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда просвещение и начала гражданственности только проникали в жизнь осетин, то нет никакого сомнения, что школа эта в настоящее мирное гражданское время окажет неоценимую услугу целому краю, будучи преобразована. 

Прежде всего необходимо, чтобы во главе школы стояло лицо с подготовкой к педагогической деятельности. Настоящая начальница и ее предшественница ничего общего с педагогикой не имеют. Попали они в школу только благодаря своей связи, как в какую-то богадельню. При первой из них, несмотря на то, что она морила пансионерок голодом и холодом и большую половину года кормила их недоброкачественной постной пищей, во время ревизии школы обнаружено более двух тысяч недочета. Из-за нее и была тогда закрыта школа среди учебного года, и только благодаря протесту осетин и их жалобе школа была оставлена под названием приюта. Теперешний состав служащих нисколько не лучше. Преподавание идет настолько плохо, что детям, поступившим в школу с 7—8-летнего возраста, приходится трехклассный курс проходить в продолжение 8—10 лет — время, за которое учащиеся в женских гимназиях оканчивают 8 классов. В школе в составе преподавателей, исключая учительницы рукоделия, нет осетинок, которые, несомненно, с не знающими русский язык детьми проходили бы более успешно все предметы преподавания. Было бы желательно расширение программы по крайней мере до типа обшеучительских семинарий с рукоделием, шелководством, пчеловодством, огородничеством, садоводством и молочным хозяйством. Отпускаемые в настоящее время «Обществом восстановления христианства на Кавказе» средства, если будут недостаточны для такого типа школы, то можно войти с ходатайством в подлежащие учреждения о пополнении недостающих для такой школы средств хотя бы даже из епархиальных сумм. А школьное здание можно выстроить на суммы, ассигнованные Синодом на дело церковного и школьного строительства в Осетии. Владикавказская городская дума, судя по многим примерам, вероятно, не откажет в отводе для оборудования школы необходимого участка городской земли. А если слух о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ верен, то ардонцы, несомненно, предоставят семинарское здание осетинской женской школе и она раз навсегда избавится от занимаемого теперь тесного здания с мизерным грязным двором на узкой грязной улице. Местоположение здания Ардонской семинарии с громадным садом при нем и всевозможными надворными постройками даст школе все необходимое для гигиены и занятия сельским хозяйством. 

 

 

К. Л. Хетагуров