|
|||||||||
Женское образование в ОсетииИмени в Бозе почившей Великой княгини Ольги Федоровны владикавказская осетинская женская школа с Божиею помощью благополучно пережила еще один кризис после временного ее закрытия в 1891 году среди учебного года. В нашей газете в свое время подробно описывалась вся эта печальная повесть. Новое покушение на упразднение ее также потерпело фиаско, благодаря просвещенному заступничеству епископа Владикавказского и Моздокского преосвященного Владимира. Недавно получен на имя епископа Св. Синода указ следующего содержания. «По указу его Императорского величества Св. Правит. Синод слушали: рапорт нашего преосвященства от 12 января сего года за № 209 об оставлении в гор. Владикавказе осетинского женского приюта. Приказали: по выделении владикавказской епархии из состава грузинского экзархата совет Общества распространения православного христианства на Кавказе, между прочим, предположил существующий на средства Общества осетинский женский приют в гор. Владикавказе упразднить, открыв вместо него подобное женское училище в другой местности экзархата, наиболее нуждающейся в таком учебном заведении. Между тем, ваше преосвященство, ввиду особливо полезной деятельности означенного приюта, подготовляющего учительниц в осетинские школы и тем содействующего духовному просвещению осетинского населения епархии, находите необходимым оставить названный приют по-прежнему в гор. Владикавказе, с отпуском на содержание приюта из средств Общества восстановления православного христианства на Кавказе, как было до сих пор, по 5740 руб. в год и с тем, чтобы в учебно-воспитательном и хозяйственном отношении названный приют был подчинен ведению вашего преосвященства, а совету Общества ежегодно представлять через ваше преосвященство экономический отчет. К сему, ваше преосвященство, присовокупляете, что Общество распространения грамотности среди осетин изъявило согласие изыскать средства на постройку собственного дома для приюта, а землю для сооружения этого дома отводит владикавказская городская дума. Обсудив обстоятельства настоящего дела и принимая во внимание, что церковно-просветительная деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, согласно цели Общества, распространяется не на одни только епархии собственно грузинского экзархата, но и на другие местности Кавказского края, между тем большая часть средств Общества расходуется на удовлетворение церковно-просветительных нужд именно экзархата, Святейший Синод, озабочиваясь укреплением начал православия среди осетинского населения владикавказской епархии, не находит удобным упразднить владикавказский осетинский женский приют, — тем более, что названное Общество вскоре по его возникновении получило с высочайшего соизволения более 230000 рублей капитала бывшей осетинской духовной комиссии, обязавшись при этом вести установленные комиссиею расходы на духовно-учебные и другие религиозные нужды Кавказа. Посему Святейший Синод определяет: осетинский приют оставить по-прежнему в городе Владикавказе на изъясненных нашим преосвященством основаниях, о чем и уведомить ваше преосвященство и преосвященнейшего экзарха Грузии указами». Это радостное для всей Осетии постановление Св. Синода тем более знаменательно, что бывшие до сего времени епископы владикавказские и моздокские не имели полномочия контролировать и руководить учебной, духовно-нравственной и хозяйственной жизнью школы. Очень редкие ревизии заведующих учебными заведениями О. В. П. X. на Кавказе, живущих постоянно в Тифлисе, конечно, не могли давать точных сведений об истинном положении учебно-воспитательного и хозяйственного дела в школе. При новой постановке духовно-нравственной, учебно-воспитательной и материальной жизни школы Осетия будет обогащаться все новыми труженицами на народной ниве, любящими матерями и опытными хозяйками. Пожелаем же от чистого сердца, чтобы этот неизмеримо дорогой для всех осетин рассадник женского просвещения больше никогда не подвергался никаким покушениям со стороны недругов, а цвел бы, расширяясь и распространяя в самых затаенных уголках Кавказа «разумное, доброе, вечное»!
К. Л. Хетагуров |
|||||||||
|