Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Церковноприходские школы в Осетии

Состоявшийся текущим летом съезд учителей церковноприходских школ Северной Осетии затронул очень важные вопросы школьной жизни. За отсутствием сколько-нибудь сносных учебников, съезд постановил ввести в осетинских школах известный учебник русского языка Я. Гогебашвили - «Русское слово». 

Для более рациональной постановки родного языка в осетинских школах съезд решил теперь же приступить к составлению учебников. Кроме того, решено организовать общество взаимопомощи учителей и учительниц церковноприходских школ. 

Постановлением того же съезда решено открыть в сел. Ардон, при духовной семинарии, склад учебных пособий для осетинских школ. Там же открывается учительская библиотека. 

Все это превосходно. Но есть в жизни церковноприходских школ Осетии очень много недочетов. Во-первых, положение учителей и в особенности учительниц. Труд, которому эти сеятели «разумного, доброго, вечного» посвящают все свои лучшие годы, оплачивается каким-то нищенским подаянием в 120 рублей в год, за небольшим исключением. Это положение ухудшается еще тем ветхозаветным порядком получения жалования, который сохранился только на Кавказе в среде священников и учителей, получающих свое содержание из средств «Общества восстановления христианства на Кавказе», — по третям, да еще с большими запозданиями. Вот что говорит по этому поводу г. Тульчинский в «Терских ведомостях». 

«Добро еще, если бы эта получка аккуратно совпадала в срок, но дело в том, что жалование высылается из Тифлиса и всегда месяцем позже данной трети, причем не следует упускать из виду, как указано выше, то обстоятельство, что содержание получается по истечении трети, в продолжение которой надо было жить без денег, а следовательно, влезать в долги. Все это в совокупности значит: за свой адский труд получай от 40 до 100 рублей и эту гомеопатическую сумму размежуй, как знаешь, чтобы хватило с долгами расплатиться и жить целых пять месяцев. Задача не из легких. Но на деле и это еще не все: учителя и учительницы за своим жалованьем должны ехать в Ардонское селение, что естественно сопряжено с потерею времени и более или менее с значительными расходами, в особенности для тех, которым приходится ехать из Стыр-Дигорского, Махческого приходов и других отдаленных местностей. Кроме того, такие поездки для многих учителей еще более удлиняют срок получения своего жалования. 

Неприглядность такого положения еще выпуклее обрисуется, когда скажем, что каждый служащий в других учреждениях, вследствие ежемесячного получения жалования, к великим годовым праздникам рождества Христова и святой Пасхи может иметь для себя и семьи обновки, а для стола традиционных гуся и поросенка, тогда как эти труженики сельского просвещения не только лишены этой относительной роскоши, но подчас многие из них не имеют для себя и семьи достаточного количества хлеба, ибо свое скромное жалованье они получают в три приема: в январе или феврале, в мае или июне и в сентябре или октябре». 

В горной Осетии положение учащих невыносимо еще потому, что там школьные здания похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение. Тесные, низкие, ничем не обмазанные каменные сараи, большею частью с земляным полом, с маленькими оконцами и жестяной плитой вместо печи. Несмотря на громадные ассигновки высшим духовным начальством на постройку церквей и школ на Кавказе, необходимые средства редко направлялись в горную Осетию, где, по крайней бедности населения и ввиду суровой и продолжительной зимы, особенно необходимы отвечающие своему назначению школьные здания, церкви и квартиры для священников и учителей. 

Ненормальным и чрезвычайно обременительным является также преподавание славянского языка детишкам 7—10 лет, не умеющим еще читать и говорить по-русски. В газетных сообщениях о заседаниях съезда учителей церковноприходских школ ничего не упоминается об этой ужасной постановке в горной Осетии церковноприходских школ. В Карачае, Кубанской области сельские школы Министерства народного просвещения, содержимые на счет населения, имеют пансионы, благодаря чему детям из разбросанных по ущельям аулов не приходится бегать в школу зимою по морозу полунагими. Учителя этих школ получают 600 рублей (50 рублей в месяц) с квартирой, прислугой, отоплением и освещением. Школьное здание в Уч-Кулане большое, двухэтажное, выстроенное при бывшем уездном начальнике Петрушевиче. В горной Осетии, где население приходов разбросано на разных крутизнах, на расстоянии 5—6 верст, где суровая, долгая, с глубоким снегом зима совершенно лишает возможности посещения школы детьми из отселков, — необходимы такие же школы, как в Карачае. О6 этом надо подумать местному епархиальному начальству, училищному совету, съезду учителей и самому населению. С Божьей помощью только общими силами этих учреждений вопрос о правильной постановке школьного дела в горной Осетии может разрешиться в самом благоприятном смысле. 

 

 

К. Л. Хетагуров