|
|||||||||
Церковноприходские школы в ОсетииСостоявшийся текущим летом съезд учителей церковноприходских школ Северной Осетии затронул очень важные вопросы школьной жизни. За отсутствием сколько-нибудь сносных учебников, съезд постановил ввести в осетинских школах известный учебник русского языка Я. Гогебашвили - «Русское слово». Для более рациональной постановки родного языка в осетинских школах съезд решил теперь же приступить к составлению учебников. Кроме того, решено организовать общество взаимопомощи учителей и учительниц церковноприходских школ. Постановлением того же съезда решено открыть в сел. Ардон, при духовной семинарии, склад учебных пособий для осетинских школ. Там же открывается учительская библиотека. Все это превосходно. Но есть в жизни церковноприходских школ Осетии очень много недочетов. Во-первых, положение учителей и в особенности учительниц. Труд, которому эти сеятели «разумного, доброго, вечного» посвящают все свои лучшие годы, оплачивается каким-то нищенским подаянием в 120 рублей в год, за небольшим исключением. Это положение ухудшается еще тем ветхозаветным порядком получения жалования, который сохранился только на Кавказе в среде священников и учителей, получающих свое содержание из средств «Общества восстановления христианства на Кавказе», — по третям, да еще с большими запозданиями. Вот что говорит по этому поводу г. Тульчинский в «Терских ведомостях». «Добро еще, если бы эта получка аккуратно совпадала в срок, но дело в том, что жалование высылается из Тифлиса и всегда месяцем позже данной трети, причем не следует упускать из виду, как указано выше, то обстоятельство, что содержание получается по истечении трети, в продолжение которой надо было жить без денег, а следовательно, влезать в долги. Все это в совокупности значит: за свой адский труд получай от 40 до 100 рублей и эту гомеопатическую сумму размежуй, как знаешь, чтобы хватило с долгами расплатиться и жить целых пять месяцев. Задача не из легких. Но на деле и это еще не все: учителя и учительницы за своим жалованьем должны ехать в Ардонское селение, что естественно сопряжено с потерею времени и более или менее с значительными расходами, в особенности для тех, которым приходится ехать из Стыр-Дигорского, Махческого приходов и других отдаленных местностей. Кроме того, такие поездки для многих учителей еще более удлиняют срок получения своего жалования. Неприглядность такого положения еще выпуклее обрисуется, когда скажем, что каждый служащий в других учреждениях, вследствие ежемесячного получения жалования, к великим годовым праздникам рождества Христова и святой Пасхи может иметь для себя и семьи обновки, а для стола традиционных гуся и поросенка, тогда как эти труженики сельского просвещения не только лишены этой относительной роскоши, но подчас многие из них не имеют для себя и семьи достаточного количества хлеба, ибо свое скромное жалованье они получают в три приема: в январе или феврале, в мае или июне и в сентябре или октябре». В горной Осетии положение учащих невыносимо еще потому, что там школьные здания похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение. Тесные, низкие, ничем не обмазанные каменные сараи, большею частью с земляным полом, с маленькими оконцами и жестяной плитой вместо печи. Несмотря на громадные ассигновки высшим духовным начальством на постройку церквей и школ на Кавказе, необходимые средства редко направлялись в горную Осетию, где, по крайней бедности населения и ввиду суровой и продолжительной зимы, особенно необходимы отвечающие своему назначению школьные здания, церкви и квартиры для священников и учителей. Ненормальным и чрезвычайно обременительным является также преподавание славянского языка детишкам 7—10 лет, не умеющим еще читать и говорить по-русски. В газетных сообщениях о заседаниях съезда учителей церковноприходских школ ничего не упоминается об этой ужасной постановке в горной Осетии церковноприходских школ. В Карачае, Кубанской области сельские школы Министерства народного просвещения, содержимые на счет населения, имеют пансионы, благодаря чему детям из разбросанных по ущельям аулов не приходится бегать в школу зимою по морозу полунагими. Учителя этих школ получают 600 рублей (50 рублей в месяц) с квартирой, прислугой, отоплением и освещением. Школьное здание в Уч-Кулане большое, двухэтажное, выстроенное при бывшем уездном начальнике Петрушевиче. В горной Осетии, где население приходов разбросано на разных крутизнах, на расстоянии 5—6 верст, где суровая, долгая, с глубоким снегом зима совершенно лишает возможности посещения школы детьми из отселков, — необходимы такие же школы, как в Карачае. О6 этом надо подумать местному епархиальному начальству, училищному совету, съезду учителей и самому населению. С Божьей помощью только общими силами этих учреждений вопрос о правильной постановке школьного дела в горной Осетии может разрешиться в самом благоприятном смысле.
К. Л. Хетагуров |
|||||||||
|