|
|||||||||
Эмиграция в ТурциюВсякий народ и, в частности, всякий человек свою родину зовет матерью или колыбелью. Чем дольше сохраняются в народе нравственные устои, тем сильнее привязанность его к родине. Туземцы горной полосы Кавказа, несмотря на страшную борьбу за существование среди дикой, малопроизводительной, а в настоящее время во многих местах совершенно оголенной природы, — до обожания привязаны к своей родине. Но ничто не вечно под луною. В последние 30—40 лет благодаря разным агентам, турецким и доморощенным, некоторые магометанские племена стали переселяться в Турцию. Первое место в этой эмиграции принадлежит кабардинцам. Этот народ, раньше в продолжение многих столетий находясь под гнетом своих князей, с освобождением крестьян остался малодеятелъным и стоит далеко позади своих соседей осетин. Благодаря этому многочисленные агенты для вербовки туземцев в Турцию находят в Большой и Малой Кабарде, а также среди закубанских черкесов и абхазцев самую благодарную почву. Есть генерал-кабардинец, который в одной своей докладной записке указывал на факт, что он выселил в продолжение 5—6 лет больше 40 тысяч кабардинцев в Турцию. «Осетин» Мусса Кундухов, по происхождению кумык, в бытность Лорис-Меликова начальником Терской области выселился в Турцию с несколькими тысячами осетин-магометан. В этих печальных случаях, очевидно, карьера и материальная выгода взяли верх над привязанностью к родине. Темный люд, не зная, не ведая, что его ожидает в Турции, чистосердечно верит проходимцам — агентам и муллам, что его допустят к турецкому падишаху и тот его обласкает, даст по горсти золота и по 20 десятин самой хорошей земли; детей будут принимать на казенный счет в мусульманские школы; дочерей будут выдавать за пашей и т. п. галиматья. В русской печати очень часто давались самые яркие картины из жизни кавказских переселенцев в Турцию, но все это до народа не доходило, а интеллигентные туземцы очень мало заботятся о том, чтобы их сородичи не бросали благодатный край с его чудным климатом, богатой производительностью и простором ради малоазиатских пустынь с их безводием и убийственным климатом для кавказского горца, с массой заразных болезней. Вот еще одна яркая иллюстрация, заимствованная нами из «С.-Пет. вед.»: «По поводу полученного стамбульскими газетами известия с Кавказа о поголовном переселении (?) в Турцию жителей Большой и Малой Кабарды в Терской областй «Османлы» негодует на оттоманское правительство за «введение в обман доверчивых горцев, которым турецкие эмиссары сулят всякие блага в Турции, между тем как их там ждут темное будущее и невзгоды. Заманивая с Кавказа десятки тысяч семей, турецкое правительство хорошо знает, что половина этих несчастных умрет в непривычном климате, и превосходные породы черкесских лошадей, которыми снабжается терское казачество, выродятся в Турции, как вывозимые в Южную Африку и Америку ангорские козы. Искони занимавшиеся коневодством и овцеводством черкесы в Турции вынуждены будут переменить род занятия и образ жизни, а легко ли это им дастся? Переселяющиеся с Кавказа и Крыма в Турцию черкесы, лезгины и татары всегда бывают уверены, что их разместят компактными массами, по племенам и языкам. На самом же деле по прибытии в Стамбул их рассеивают мелкими группами во всей Малой Азии, начиная с русской границы до Айдинского вилайета и Персидского залива. Увидев себя в ближайшем соседстве с совершенно чуждыми им по языку, нравам и обычаям переселенцами из Боснии, Румынии, Румелии и Крита, с омусульманившимися славянами и греками, черкесы чувствуют себя вдвойне на чужбине, тоскуют по родине, делаются озлобленными и непримиримыми и, потеряв всякую охоту к трудовой жизни, становятся разбойниками, мошенниками и мелкими воришками. В этой жалкой борьбе за существование они гибнут, и скоро от них не останется и следа. Так уже пропали сотни тысяч черкесов, переселившихся в Турцию после Крымской и последней турецко-русской войны». Спрашивается: какие цели у турецкого правительства губить народы, существовавшие в кавказских горах чуть ли не тысячелетие? Им руководит жестокий, эгоистичный и злой умысел — лишить Кавказ части его населения и эксплуатировать этот боевой материал и его коней для своих ближайших видов, пользоваться их дочерьми для султанского и прочих гаремов, а затем, предоставив их своей судьбе, притеснять их, как беспокойных и зловредных людей. Вот каковы мусульманская любовь и заботливость халифа о благоденствии правоверных, о которых проповедуют стамбульские глашатаи в разных частях мира! Вся ответственность за такую перспективу эмиграции кавказских туземцев в Турцию падает бесповоротно на туземную интеллигенцию.
К. Л. Хетагуров |
|||||||||
|