Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Эмиграция в Турцию

Всякий народ и, в частности, всякий человек свою родину зовет матерью или колыбелью. Чем дольше сохраняются в народе нравственные устои, тем сильнее привязанность его к родине. Туземцы горной полосы Кавказа, несмотря на страшную борьбу за существование среди дикой, малопроизводительной, а в настоящее время во многих местах совершенно оголенной природы, — до обожания привязаны к своей родине. Но ничто не вечно под луною. В последние 30—40 лет благодаря разным агентам, турецким и доморощенным, некоторые магометанские племена стали переселяться в Турцию. Первое место в этой эмиграции принадлежит кабардинцам. Этот народ, раньше в продолжение многих столетий находясь под гнетом своих князей, с освобождением крестьян остался малодеятелъным и стоит далеко позади своих соседей осетин. Благодаря этому многочисленные агенты для вербовки туземцев в Турцию находят в Большой и Малой Кабарде, а также среди закубанских черкесов и абхазцев самую благодарную почву. Есть генерал-кабардинец, который в одной своей докладной записке указывал на факт, что он выселил в продолжение 5—6 лет больше 40 тысяч кабардинцев в Турцию. «Осетин» Мусса Кундухов, по происхождению кумык, в бытность Лорис-Меликова начальником Терской области выселился в Турцию с несколькими тысячами осетин-магометан. В этих печальных случаях, очевидно, карьера и материальная выгода взяли верх над привязанностью к родине. Темный люд, не зная, не ведая, что его ожидает в Турции, чистосердечно верит проходимцам — агентам и муллам, что его допустят к турецкому падишаху и тот его обласкает, даст по горсти золота и по 20 десятин самой хорошей земли; детей будут принимать на казенный счет в мусульманские школы; дочерей будут выдавать за пашей и т. п. галиматья. В русской печати очень часто давались самые яркие картины из жизни кавказских переселенцев в Турцию, но все это до народа не доходило, а интеллигентные туземцы очень мало заботятся о том, чтобы их сородичи не бросали благодатный край с его чудным климатом, богатой производительностью и простором ради малоазиатских пустынь с их безводием и убийственным климатом для кавказского горца, с массой заразных болезней. Вот еще одна яркая иллюстрация, заимствованная нами из «С.-Пет. вед.»: 

«По поводу полученного стамбульскими газетами известия с Кавказа о поголовном переселении (?) в Турцию жителей Большой и Малой Кабарды в Терской областй «Османлы» негодует на оттоманское правительство за «введение в обман доверчивых горцев, которым турецкие эмиссары сулят всякие блага в Турции, между тем как их там ждут темное будущее и невзгоды. Заманивая с Кавказа десятки тысяч семей, турецкое правительство хорошо знает, что половина этих несчастных умрет в непривычном климате, и превосходные породы черкесских лошадей, которыми снабжается терское казачество, выродятся в Турции, как вывозимые в Южную Африку и Америку ангорские козы. Искони занимавшиеся коневодством и овцеводством черкесы в Турции вынуждены будут переменить род занятия и образ жизни, а легко ли это им дастся? Переселяющиеся с Кавказа и Крыма в Турцию черкесы, лезгины и татары всегда бывают уверены, что их разместят компактными массами, по племенам и языкам. На самом же деле по прибытии в Стамбул их рассеивают мелкими группами во всей Малой Азии, начиная с русской границы до Айдинского вилайета и Персидского залива. Увидев себя в ближайшем соседстве с совершенно чуждыми им по языку, нравам и обычаям переселенцами из Боснии, Румынии, Румелии и Крита, с омусульманившимися славянами и греками, черкесы чувствуют себя вдвойне на чужбине, тоскуют по родине, делаются озлобленными и непримиримыми и, потеряв всякую охоту к трудовой жизни, становятся разбойниками, мошенниками и мелкими воришками. В этой жалкой борьбе за существование они гибнут, и скоро от них не останется и следа. Так уже пропали сотни тысяч черкесов, переселившихся в Турцию после Крымской и последней турецко-русской войны». 

Спрашивается: какие цели у турецкого правительства губить народы, существовавшие в кавказских горах чуть ли не тысячелетие? Им руководит жестокий, эгоистичный и злой умысел — лишить Кавказ части его населения и эксплуатировать этот боевой материал и его коней для своих ближайших видов, пользоваться их дочерьми для султанского и прочих гаремов, а затем, предоставив их своей судьбе, притеснять их, как беспокойных и зловредных людей. Вот каковы мусульманская любовь и заботливость халифа о благоденствии правоверных, о которых проповедуют стамбульские глашатаи в разных частях мира! 

Вся ответственность за такую перспективу эмиграции кавказских туземцев в Турцию падает бесповоротно на туземную интеллигенцию. 

 

 

К. Л. Хетагуров