Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Медицинская беспомощность

Когда в какой-нибудь захолустной деревушке заболеет чумой старая корова, то об этом по всей России оповещается телеграммой и тотчас командируется отряд ветеринарных врачей. Когда же тысячи людей в тех же захолустных деревушках страдают тифом, малярией, корью, оспой, скарлатиной, дифтеритом, чахоткой, сифилисом и т. п., то об этом никто ничего не знает да и знать-то не хочет, как будто больных людей нет и никто не умирает без медицинской помощи. А вот когда убьют кого, так доктор тут как тут... 

В областях Кубанской, Терской и Дагестанской, да и во всем Закавказье здоровье туземного населения поручено одному на каждый уезд или округ врачу. На все свыше двухмиллионное туземное население указанных областей имеется не более десяти окружных врачей, занятых исключительно судебно-медицинскими делами. На двести тысяч населения — всего один врач, живущий в городе или слободе, название которого носит округ или уезд! Несколько «фельдшеров» из фельдшерских учеников-солдат с хиной и касторкой, единственными медикаментами в их аптеках, конечно, не приносят никакой пользы населению. 

Якорем спасения для больных служат доморощенные «хирурги», знахари и волхвы-прорицатели; последние даже узнают, какого святого прогневал больной и какой жертвой он должен искупить свой грех. 

Эти целители народных недугов и в наш XX век дурачат людей, как тысячу лет тому назад. 

Кроме лечения болезней зашептыванием и заклинаниями, наши доморощенные целители прибегают очень часто к снадобьям ядовитым. В казачьих станицах, например, больным «прописывается»: знахаркой при лечении лихорадки всяких видов - «знобилы», «знобихи», «крутихи», «трясовицы», «ломихи», «головухи», «голодухи» и проч. — при упорных и неподдающихся лечению случаях «крутихи»: зашить в сумочку живую лягушку, повесить на шею больного и носить, пока не пройдет лихорадка; при «ломихе» — кожицу змеи, оставшуюся после линяния, высушить, истолочь и порошок этот дать на водке; при «повалихе» — паук-крестовик. запрятанный в камышинку и носимый на груди, «очень помогает, особенно детям»; при «голодухе» дают внутрь распущенные в воде головки фосфорных спичек фабрики Лащагина, как имеющие более крупные головки; при «голодухе» больных подвергают «водолечению» — его посылают под колеса водяной мельницы, где он должен остаться под душем холодных брызг во время пароксизма; при рези в желудке — взять ползолотника сулемы, разделить на четырё части и принимать четыре дня по одной на рюмке водки; при спазмах давать хлеб, смазанный коровьим маслом и густо посыпанный охотничьим порохом и т. д. 

Туземное население принимает по рецепту местных знахарей если не больше, то во всяком случае не меньше таких же или одинаково вредных снадобий. О психически больных мы уже умолчим, так как и вся Россия страдает поразительным недостатком больниц для душевнобольных. Между тем из года в год от туземного населения собирается «раскладка» за удовлетворение народа медицинской помощью. Где же она, эта помощь? 

 

 

К. Л. Хетагуров