При введении на Кавказе мировых судебных учреждений (1870 г.) для туземного населения Кубанской, Терской и Дагестанской областей было выработано особое положение под названием «Горский словесный суд». В основе этого суда несомненно положена идея, сама по себе гуманная. Народные адаты настолько вкоренились в туземном населении упомянутых областей, что трудно было одним росчерком пера подчинить их общесудебным учреждениям. Судьями избирались народом наиболее почетные и известные своею честностью и правдивостью представители самого же народа. Однако на практике надежды на безупречность горского словесного суда не оправдались. Главная причина та, что во главе этого суда в качестве председателя стоит не юрист. С первых же шагов такой состав суда обнаружил полную свою несостоятельность. Взяточничество и лжесвидетельство приняли колоссальные размеры. Осетины первые поняли непригодность этого суда при теперешнем составе и спустя 5—6 лет со времени учреждения этого суда отказались от него и исходатайствовали разрешение вести дела в общесудебных учреждениях. Перечислять сотни тысяч нарушений законов нет возможности. Оставлять в таком положении горский словесный суд — значит окончательно подорвать в туземцах веру в правду и законность. Единственное средство поднять горский словесный суд на надлежащую высоту - это назначение председателем лица с юридическим образованием и возвращение туземцам их законного права выбора членов суда. А самое лучшее — предоставить туземцам Кавказа право вести свои дела в общесудебных учреждениях императора Александра II, включительно до суда присяжных.
Всякий народ, входящий в состав империи с несомненно горячим верноподданническим чувством, достоин пользоваться судом общегосударственным, судом «правым, скорым и милостивым», тем судом, которого на Кавказе ждут с томительным нетерпением. Пора, давно пора вырвать туземцев Кавказа из когтей отжившего свой век «горского словесного суда».
К. Л. Хетагуров