|
|||||||||
Ставрополь, 14 июняЗа последнее время мы получаем много корреспонденций из Терской области, переполненных произволом лесных объездчиков, совершающих безнаказанно всевозможные насилия над населением, в общем очень сходные с сообщенными уже в нашей газете в корреспонденциях из Владикавказа (№№ 47, 56, 58). Оставляя эту печальную хронику до более удобного времени, мы, в дополнение к упомянутым корреспонденциям и для наглядности справедливости всех сообщений о безнаказанных нарушениях лесоохранительными агентами прямых своих обязанностей, приводим ниже циркулярное распоряжение уполномоченного министра земледелия и государственных имуществ на Кавказе от 3 октября 1894 года. Содержание этого циркуляра так ясно, так убедительно говорит о прямых обязанностях местного лесного ведомства, что поражаешься, почему оно игнорирует этот циркуляр и допускает такую массу самых жестоких нарушений, доводящих население до полного отчаяния. Не хочется допустить мысли, что местное управление государственных имуществ пользуется незнанием судебным ведомством и населением нижеприведенного циркуляра. «Господин министр земледелия и государственных имуществ во время посещения Кавказского края изволил усмотреть, что чины лесного ведомства весьма часто своими действиями вызывают справедливые нарекания крестьян на притеснения и преследования их в таких случаях, которые едва ли могут быть относимы к разряду нарушений лесного устава, влекущих за собою установленную законами кару. Так, крестьяне, наделы коих еще не отграничены, привлекаются к ответственности за всякого рода производимые ими расчистки, за вырубку не только сплошных насаждений, но даже единичных деревьев и кустов на их наделах или в пределах земель, находящихся в их пользовании и даже на их огородах, усадебных местах и т. п.; лесная стража составляет протоколы о порубках не в лесах, на месте преступления, а в селениях и на дворах местных жителей, требуя предъявления лесорубочных билетов как на лесные материалы, так даже и на разного рода готовые лесные изделия и поделки, которыми крестьяне пользуются, каковых билетов они в большинстве случаев предъявить не могут; причем протоколы составляются безразлично к тому, предназначены ли лесные материалы для продажи или для собственного пользования; для вывоза леса по билетам назначаются сроки слишком короткие, по истечении коих, хотя бы на один день, крестьяне привлекаются к ответственности как за безбилетную вывозку; запрещается пасти скот на полянах и других пастбищных местах, находящихся в пользовании поселений, коль скоро на этих местах находится лесная поросль, хотя бы состоящая из одних колючек; в некоторых местах население обременяется непосильными денежными сборами на содержание лесной стражи; бесплатный отпуск леса производится нередко из таких лесных дач, которые по дальности расстояния крестьянам совершенно недоступны и т. п. Признавая, что подобный образ действий чинов лесной администрации свидетельствует об исключительно формальном отношении к делу и о непонимании ими действительного значения постановлений, охраняющих казенные леса от истребления, его высокопревосходительство изволил поручить мне дать означенным чинам следующие указания: 1) вырубка отдельных деревьев и кустарника, растущих среди крестьянских наделов и земель, состоящих в пользовании поселений там, где наделы крестьян еще не отведены и не отграничены, отнюдь не может быть рассматриваема как преследуемая законом порубка казенного леса; 2) расчистка, огораживание и обращение под пашни или выгон участков, входящих в состав земель, отведенных в пользование населения, не могут быть воспрещаемы, особенно в тех случаях, когда расчищаемая при этом лесная поросль малоценна, не может иметь сбыта и когда самая порубка означенной поросли производится не для продажи, а в видах хозяйственного пользования населения и для домашних его нужд; 3) составление протоколов о вырубках не в лесу, на месте преступления, а в селениях и во дворах местных жителей может быть допускаемо лишь в тех случаях, когда преследование порубщиков по горячим следам укажет на сокрытыс в этих местах незаконно вырубленного леса; в других же случаях подобный сыскной образ действия лесной стражи не должен быть допускаем; 4) пастьба крестьянского скота на полянах, состоящих в их пользовании, хотя бы эти поляны и покрылись лесною порослью, не должна быть воспрещаема; 5) сроки на вывоз леса как бесплатно отпускаемого, так и покупаемого крестьянами, должны быть назначаемы с таким расчетом, чтобы дать крестьянам фактическую возможность воспользоваться разрешенным отпуском; 6) денежные сборы с крестьян на содержание стражи должны быть совершенно воспрещены; и 7) вообще следует избегать чинам лесного ведомства таких действий, которые, не имея практического значения для интересов казны и для охраны ценных казенных лесных дач, в то же время бесцельно обременяют население и вызывают ропот его против причиняемых ему стеснений. Сообщая об этом для надлежащего и строгого исполнения, предлагаю Вам вменить в обязанность ревизующим лесничества лицам обращать особое внимание на точное соблюдение лесными чинами означенных указаний с занесением об оказавшемся в ревизионные книги лесничеств. Подписал уполномоченный Я. Медведев.
К. Л. Хетагуров |
|||||||||
|