|
|||||||||
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)I
В настоящее время, когда железные дороги стальною цепью сдавили хребет Кавказа, когда тысячами открываются рудные месторождения, когда уже тратятся миллионы на добывание и переработку всевозможных ископаемых несметных богатств недр Кавказа, вся горная полоса с ее многочисленными ущельями и густым разноплеменным населением совершенно лишена дорог. Если по Военно-Грузинской дороге, на которую уже чуть не целое столетие тратятся из года в год сотни тысяч рублей, очень часто, особенно зимою, не бывает по целым неделям проезда, то что делается во всех остальных ущельях, это надо видеть, чтобы иметь хоть приблизительное понятие о безвыходном положении населения горной полосы Кавказа. Не только зимою, когда выход на плоскость сопряжен с опасностью для жизни, когда по месяцам нет сообщения даже между соседними отселками, но и во все времена года никогда нельзя ручаться, что путник, выехавший по безотлагательному делу на плоскость, вернется благополучно домой. Снеговые лавины, каменные и почвенные обвалы, ливни и разливы бешеных горных рек, уничтожающие посевы, покосы, разрушающие и те жалкие тропинки и «жилые» мосты, которые с величайшим трудом приходится возобновлять и так уже живущему впроголодь населению, Военно-Осетинская дорога считается по качеству второй после Военно-Грузинской. От Алагира до Мамисонского перевала дорога на каждом шагу угрожает жизни путника, особенно во время гололедицы. На паре во многих местах нельзя проехать, а чтобы разминуться, приходится очень часто распрягать и разбирать порожнюю арбу, чтобы пропустить нагруженную. На южном склоне эта дорога страдает теми же недостатками, хотя и в меньшей степени. Вот что пишет «Новое Обозрение» из Они Рачинского уезда: «Отсутствие дорог в Рачинском уезде составляет настоящую злобу дня. Хорошие пути сообщения имеют громадное значение в деле народного развития, экономического роста, но Рачинскому уезду, по-видимому, скорее можно дождаться изобретения усовершенствованного аэростата, чем проведения железной дороги, которая принесла бы пользу не одному Рачинскому уезду, а всему государству, открыв путь к местным минеральным богатствам. Покуда железная дорога для рачинцев мечта, осетино-кутаисская (Военно-Осетинская) дорога настоящая действительность, а потому ее довольно скверное состояние — ощутительная неприятность для всех проезжающих по Рачинскому уезду. Особенно часто дорога портится множеством постоянных и временных ручейков, впадающих в Рион с правой стороны, тогда как левый берег Риона на том же пространстве не подвергается разрушению со стороны горных потоков. Дорога через п. Они, по левому берегу Риона, имела бы значение для Они и для проезжих, которых особенно много привлекает в летнее время Уцера с ее богатыми минеральными источниками. Летом сюда прибывает из разных уездов для лечения более 1500 душ». Кроме этих двух дорог, есть еще одна, т. н. Военно-Сухумская дорога, на которую в последнее время обращается особенное внимание. Все это капля в море в сравнении с теми огромными пространствами горной полосы, жители которых терпят от бездорожия такие муки, как сто лет тому назад. Это невыносимое положение обостряется с каждым годом. Вопрос поставлен ребром — необходимо решить его как можно скорее.
К. Л. Хетагуров |
|||||||||
|