Коста Хетагуров Коста Хетагуров
Творчество Коста Переводы и ... О Коста О проекте

Поэзия
- Ирон фæндыр
- Стихи на русском
- Поэмы
Проза
- Рассказы
- Пьесы
- Публицистика:
Особа (этнографический очерк)
Общественный приговор
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ»
Злоупотребления по должности
«Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»
Письма из Владикавказа («В корр. из Владикавказа»)
«Не везет нам на старшин»
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность Марковой)
Письмо в редакцию газеты «Северный Кавказ» (Благодарность команд. Майк. бат.)
Владикавказские письма («В последнее время замечается...»)
Библиография
Герои дня
Владикавказские письма («Всем известно...»)
Способ переговоров с обществом
Открытое письмо («Не имея охоты...»)
«Люби ближнего...»
«Когда ардонское сельское общество выстроило здание...»
Владикавказские письма (Маленькая история)
Накануне
Владикавказские письма («Я так давно не писал...»)
Горские штрафные суммы
Неурядицы Северного Кавказа
Письмо в редакцию газеты «Юг»
Зиу (Письмо к землякам)
Избави Бог и нас от этаких судей
Новое слово
Мясной кризис
Пятигорская церковноприходская школа
Пятигорское городское двухклассное женское училище
Мефодиевское общество в Пятигорске
«В последнее время у нас»
Доклад в Комиссию по пересмотру текста Евангелия на осетинском языке
«До сих пор еще не решенный земельный вопрос»
Чичиков
Тартарен
«В прошлой корреспонденции...»
«1894 года, ноября 9 дня, сел. Вакац... »
Горский словесный суд
Эмиграция в Турцию
Турецкая газета о кавказской эмиграции в Турцию
Развитие школ в Осетии
Ставрополь, 14 июня
Впечатления бытия
Учебник географии России
Наши муллы
Между прочим («Хотя наш Ставрополь...»)
Внутренние враги
Помощь пораженному молнией
Церковноприходские школы в Осетии
Между прочим («Жалобы на саврасов...»)
Насущные вопросы
Между прочим («Опять о хозяине и работнике...»)
«Успех и развитие панисламизма»
Женское образование в Осетии
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («В настоящее время...»)
Пути сообщения в горной полосе Кавказа («Из года в год»)
На чужбине
Народное совещание
Открытое письмо к осетинской интеллигенции
Медицинская беспомощность
Письмо в редакцию газеты «Каз6ек»
Сословный вопрос в Осетии
Открытое письмо («Во всех благоустроенных городах России...»)
Открытое письмо любителям рисования и живописи
- Письма
Картины

Наши муллы

В № 1073 газеты «Казбек» помещена очень характерная корреспонденция из сел. Зильга. 4 мая житель этого селения, простой осетин, в числе нескольких магометанских мальчиков произвел операцию по магометанскому обряду — обрезание над сыном Иосифа Дзусова, единственного представителя православия в Зильге. Дзусов — бывший учитель-псаломщик, его жизнь среди магометан омрачается страшным со стороны последних гонением его детей; их, например, не принимают в свое общество сверстники из магометанских мальчиков, причем дразнят презрительно «дьяконовскими детьми». Отношение же взрослых жителей к нему таково, что они, зильгинцы, пользуются всяким случаем, чтобы ослабить крепость духа в нем. Но сильный в своих глубоко христианских убеждениях, Дзусов нисколько не поддается влиянию магометайской среды; его мысли, его религиозные убеждения светлы и освещают ему дорогу трудовой жизни среди магометан. 

В Зильге было еще несколько домохозяев-христиан, но они выселились, сознавая свое бессилие против преследований магометанских фанатиков. 

История магометанства на Северном Кавказе совсем не долговечна. Христианство на Кавказ стало проникать еще со времен Андрея Первозванного, который сам обошел почти весь край, проповедуя повсюду Христово Евангелие. Со времени грузинской царицы Тамары все осетины были христианами (XII в.). Кабардинцы пришли на Кавказ сравнительно недавно, много позже они стали принимать магометанство. Приблизительно 150 лет тому назад, при постоянных войнах на Кавказе, число священников-грузин в Осетии дошло до нескольких единиц. Жившие ближе к северокавказской равнине осетины завязали куначество с кабардинцами и очень скоро стали переходить в заманчивое для живущего только физиологическою жизнью магометанство. Едва грамотные, невежественные муллы, извращая смысл Корана, вселяли в народ фанатизм. Магометане-осетины, подражая кабардинцам, стали разыгрывать роль привилегированного сословия, захватывая с помощью кабардинцев чужие земли и облагая население данью. Уже более 40 лет христианское богослужение в Осетии ведется на осетинском языке, и оно с каждым годом все шире и глубже понимается и вкореняется в народную душу. Магометанское богослужение совершается на арабском языке, совершенно непонятном туземцам Кавказа. Все понимание магометанской религии зависит от толкования аульного муллы. Не умея говорить по-осетински, мулла-кумык или татарин объясняется с народом с помощью переводчика. Извращенные понятия, какие проповедуют эти безграмотные агенты исламизма, являются главной причиной вражды между магометанским и христианским населением Кавказа. Вышеприведенный случай слишком убедительно иллюстрирует тот необузданный фанатизм, до которого невежественные проповедники ислама на Кавказе довели туземцев. Пора, давно пора дать магометанскому населению Кавказа вполне подготовленных к этой ответственной деятельности мулл. Надо для них установить необходимый ценз образования с обязательным знанием языка того народа, среди которого они служат. 

 

 

К. Л. Хетагуров